Продовольственный ритейл

Рынок розничной торговли Беларуси продолжает демонстрировать высокие темпы роста. При этом в первой половине 2022 года основным драйвером продовольственного рынка Беларуси стал повышенный спрос на продукты питания со стороны населения, которое в период неопределенности на фоне геополитических вызовов увеличило объемы закупок впрок. Второе полугодие отметилось пиковыми значениями продовольственной инфляции, что на фоне снижения доходов населения и повышения спроса на товары по низким ценам привело к росту выручки формата дискаунтеров и поспособствовало их дальнейшему развитию.

Продолжился в Беларуси и рост доли современных форматов торговли, однако их проникновение, которое по итогам 2022 года выросло до 56%, остается на структурно невысоком уровне на фоне других развивающихся и развитых стран. В то же время это подчеркивает потенциал для дальнейшего роста, а устойчивое проникновение СФТ в предыдущие годы подтверждает широкие возможности для развития в Беларуси.

Евроторг остается абсолютным лидером продовольственного ритейла с 19% долей рынка розничной торговли продуктами питания в Беларуси в 2022 году. На рынке современных форматов торговли доля Компании составляет ~35%, разрыв с ближайшим конкурентом несколько уменьшился, однако превышает его результат в ~3 раза и превосходит совокупную долю ближайших четырех игроков. Евроторг также удерживает лидерство по географическому покрытию, присутствуя в более чем 180 населенных пунктах, где не представлены другие игроки современных форматов торговли.

Компания управляет мультиформатной сетью: от продуктовых магазинов «у дома» до супермаркетов и гипермаркетов под четырьмя баннерами: «Евроопт», «Хит!», «Грошык» и «Euroopt Prime». Большинство магазинов представлены в формате «у дома» под баннером «Евроопт», формат дискаунтеров под баннером «Хит!» развивается с 2019 года, под баннером «Грошык» – с 2020 года. Магазины формата Prime, ассортимент которых расширен за счет премиальных брендов и продуктов здорового питания, работают только в крупных торговых центрах столицы.

Ключевыми для Компании в настоящий момент являются магазины малого формата, на развитии которых Евроторг сфокусирован с 2017 года. Количество магазинов данного формата в городах и сельской местности на конец марта 2023 года составило 944 объекта, а их суммарная доля в торговых площадях – 46%. При этом по итогам 1-го квартала 2023 года на магазины формата «у дома» приходилось 54,7% розничной выручки продовольственных магазинов.

В локациях с высокой конкуренцией Компания развивает сети мягких дискаунтеров под баннером «Хит!» и жестких дискаунтеров под баннером «Грошык». Суммарная доля дискаунтеров в торговой площади на конец 1-го квартала 2023 года выросла до 23%, а доля в розничной выручке продовольственных магазинов – до 31,6%.

Евроторг продолжает развитие своей торговой сети в соответствии с миссией по обеспечению доступа населения к широкому ассортименту необходимых и высококачественных товаров во всех регионах присутствия. Мультиформатная модель позволяет Компании успешно адаптироваться к изменениям на рынке, диверсифицировать предложение и предоставлять потребителям различные варианты покупок, которые отвечают их запросам, уникальным потребностям и предпочтениям.