Продовольственный ритейл
За 2023 год продовольственный товарооборот в Беларуси вырос на 10,6% год-к-году, при этом рост наблюдался и в реальном выражении (с учетом корректировки на инфляцию) – на 4,9% год-к-году.
Доля современных форматов торговли последние годы прибавляет по 2 п.п. в год и по итогам 2023 года составила 58%, однако их проникновение остается на структурно невысоком уровне на фоне других развивающихся и развитых стран. В то же время это подчеркивает потенциал для дальнейшего роста, а устойчивое проникновение СФТ в предыдущие годы подтверждает широкие возможности для развития в Беларуси.
Каких-либо значимых изменений в расстановке сил между ТОП-5 игроков на рынке в 2023 году не произошло. При этом доля ТОП-5 игроков на рынке увеличилась на 2 п.п. до 42%. Рынок продолжает быть фрагментированным по сравнению с западными странами, но по концентрации опережает российский рынок.
Евроторг остается абсолютным лидером продовольственного ритейла с 20% долей белорусского рынка розничной торговли продуктами питания. На рынке современных форматов торговли доля Компании составляет ~34%, разрыв с ближайшим конкурентом несколько уменьшился, однако превышает его результат в ~2,5 раза и превосходит совокупную долю ближайших трех игроков. Евроторг также удерживает лидерство по географическому покрытию, присутствуя в более чем 180 населенных пунктах, где не представлены другие игроки современных форматов торговли.
Компания управляет мультиформатной сетью: от продуктовых магазинов «у дома» до супермаркетов и гипермаркетов под четырьмя баннерами: «Евроопт», «Хит!», «Грошык» и «Euroopt Prime». Большинство магазинов представлены в формате «у дома» под баннером «Евроопт», формат мягких дискаунтеров под баннером «Хит!» развивается с 2019 года, жестких дискаунтеров под баннером «Грошык» – с 2020 года. Магазины формата Prime, ассортимент которых расширен за счет премиальных брендов и продуктов здорового питания, работают только в крупных торговых центрах столицы.
Ключевыми для Компании остаются магазины малого формата. Более того, в настоящее время в целом для ритейла характерна тенденция развития магазинов именно данного формата.
Количество магазинов формата «у дома» в городах и сельской местности на конец марта 2024 года составило 973 объекта, а их суммарная доля в торговых площадях – 47%. При этом по итогам 1-го квартала 2024 года на магазины формата «у дома» приходилось 54,9% розничной выручки продовольственных магазинов.
Компания стремится ориентироваться на покупателей, чувствительных к цене, и в этой связи в локациях с высокой конкуренцией развивает сети своих дискаунтеров. На конец 1-го квартала 2024 года суммарная доля дискаунтеров в торговой площади выросла до 26%, а доля в розничной выручке продовольственных магазинов – до 32,3%. В то же время период ускоренного развития дискаунтеров завершился и ритейлер открывает их на уровне с классическими магазинами сети.
Мультиформатная модель позволяет Компании достаточно быстро адаптироваться к изменениям на рынке, диверсифицировать предложение и предоставлять потребителям различные варианты покупок, которые отвечают их запросам, уникальным потребностям и предпочтениям.